Составление претензий к должникам

Претензия как один из способов решения конфликта

Подавляющее количество вопросов, возникающих в бизнесе, решаются двумя путями (если брать во внимание законную сторону) – договорными правоотношениями и теми, что установлены на законодательном уровне (органами исполнительной власти, местного самоуправления). И если во втором случае предусмотрены прямые и одинаковые санкции за их неисполнение для всех субъектов хозяйствования (или определенной категории), то ответственность (ее виды, размер и т.д.) за нарушение соглашения – вещь сугубо индивидуальная.

К сожалению, далеко не всегда стороны договора придерживаются взятых на себя обязательств. Именно в связи с этим порядок и способы разрешения возникшего конфликта предусмотрены как в самом соглашении, так и в действующем законодательстве.

Как один из способов досудебного урегулирования конфликта (спора) – предъявление претензии стороне, которая нарушила условия договора.

Что такое претензия и обязательно ли ее направлять контрагенту?

Претензия – это форма досудебного урегулирования споров между контрагентами, как правило, изложенная в письменном виде. По сути это требование стороны, которая считает, что ее права или законные интересы нарушены, возможность восстановить их в добровольном порядке, не прибегая к судебному урегулированию спора.

В принципе значения не имеют обстоятельства, которые стали причиной нарушения соглашения (невозможность, нежелание, забывчивость контрагента или что-либо другое). Во всех этих случаях претензия позволит «напомнить» ему о невыполненных обязательствах и о последствиях, которые настали или могут настать в обозримом будущем.

Несмотря на то, что претензия субъекта хозяйствования не является обязательным документом к исполнению (в понимании Закона Украины «Об исполнительном производстве»), она играет важную роль в решении конфликта. Можно сказать, что данный способ урегулирования спора имеет скорее психологический характер давления на контрагента — еще не ответчика и не должника (этот статус он приобретает при судебном разбирательстве или в рамках исполнительно производства соответственно).

Порядок предъявления претензии регулируется несколькими нормативно-правовыми документами, в том числе Хозяйственным и Хозяйственным процессуальным кодексами Украины (ХПК Украины), некоторыми рекомендациями компетентных органов власти, например, рекомендациями Минюста от 23.01.07 г. № 35-14/7.

Необходимо ли направлять претензию контрагенту? Как правило, закон этого не требует. То есть у заинтересованного лица, который пытается защитить свои права и законные интересы, возникает право, а не обязанность обратиться к нарушителю «спокойствия» с претензией. Экономя время, он может сразу подать иск в суд по сути спора без применения мер досудебного его урегулирования. Право на обращение в суд предусмотрено статьей 4 ХПК Украины.

Важно! Правило не обязательности направления претензии имеет исключения (см. ниже).

Каковы же эти исключения?

  1. Если иное не предусмотрено отечественным или международным правом. Например, межгосударственное Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении, к которому Украина присоединилась 05.06.1992 года, предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров.
  2. Претензионный порядок как обязательный может быть предусмотрено в самом договоре. Данное исключение не всегда «срабатывает», поскольку эта процедура ограничивает право лица обращаться непосредственно в суд, руководствуясь все той же статьей 4 ХПК Украины.

Сроков для направления претензии не установлено. Руководствуясь принципом права и свободы выбора заинтересованное лицо может сделать это хоть на следующий день после нарушения своих прав, хоть через месяц или год.

Важно! Не стоит забывать о сроке исковой давности (общем и специальном). Претензия, предъявленная после его истечения, теряет свой смысл в плане достижения желаемого результата.

Почему так важно правильно и грамотно составить претензию?

Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть несколько составляющих. Правильно изложенная и своевременно составленная претензия играет важную роль в достижении положительного результата.

Во-первых, она покажет другой стороне, что Вы настроены решительно, готовы идти «до конца», а достаточный объем собранной в документе информации и правильно расставленные акценты со ссылкой на действующее законодательство дадут понять, с кем виновник имеет дело.

Во-вторых, после ее получения добросовестные контрагенты, которые просто замотались, забыли своевременно выполнить обязательства (и это случается) все-таки это сделают.

В-третьих, претензия никогда не будет лишней в пакете документов, поданной в суд (в случае судебного спора).

В-четвертых, если досудебный способ урегулирования конфликта не возымел желаемого результата, содержимое претензии берется за основу любого искового заявления. То есть можно считать, что сам текст иска уже более, чем на 50% составлен «заранее».

Важно! Для достижения максимального эффекта и, соответственно, получения положительного результата, составлять претензию должен специалист высокого профессионального уровня.

Что лучше: составить претензию самостоятельно или обратиться к профессионалам?

Собственно говоря, ответ на этот вопрос уже был дан выше. Составить претензию самостоятельно вполне можно своими силами. Другое дело – каков будет результат.

Экономия денег за счет отказа в привлечении специалиста со стороны на поверку может оказаться очень иллюзорной. Плюс к этому — потеря времени и увеличенные риски проблематичности защиты своих прав (возврата денег по договору, выполнения работ, оказания услуг контрагентом и т.д.).

Уверены в своих силах – дерзайте! Есть неуверенность, незнание вопроса, отсутствие достаточного количества времени, опыта или присутствует сомнение в достижении положительного результата – доверьтесь профессионалам Юридической компании «Визард»!

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>