Продажа — покупка готового бизнеса

Покупка бизнеса

Узнать больше?

Продажа бизнеса

Узнать больше?

Особенности покупки (продажи) предприятия в Украине

Купля-продажа готового предприятия с его основными и оборотными средствами по своей сути ничем не отличается от любой другой сделки по передаче прав владения, использования и распоряжения какого-либо имущества. Но это утверждение верно, ели смотреть на ситуацию однобоко. При более тщательной проработке данного вопроса становится понятным, что специфических нюансов в этой сфере более, чем достаточно. Их придется совместно решать не только руководителям, но и бухгалтерам, юристам, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Кроме того, нужно будет подключать независимых экспертов по оценке имущества, консультантов, бизнес-брокеров, других специалистов.

Кроме сложности самого процесса купли продажи предприятия как бизнеса, достаточно длинных сроков для реализации поставленной задачи, существует еще один фактор, усложняющий решение данного вопроса. Речь идет об отсутствии нормативно-правовой базы, четко регламентирующей покупку и продажу бизнеса посредством совершения тех или иных сделок по отношению к действующему предприятию, независимо от его формы собственности.

Наиболее распространенные схемы продажи бизнеса

Довольно популярными, а значит – наиболее распространенными остаются три схемы отчуждения предприятия в Украине:

  1. Продажа предприятия как целостного имущественного комплекса.
  2. Передача корпоративных прав.
  3. Дарение.

Более подробное рассмотрение каждого из перечисленных выше схем позволит получить не только общую информацию о них, но и разобраться с некоторыми важными нюансами.

Реализация Целостного имущественного комплекса (ЦИК)

Согласно Гражданского кодекса Украины Единый имущественный комплекс (другое название – целостный имущественный комплекс) представляет собой предприятие, использующееся для осуществления предпринимательской деятельности. В его состав, кроме зданий и сооружений, входит также земля, оборудование, сырье и т.д. При заключении сделки по отчуждению ЦИК к новому владельцу переходят права требования, существующие долги предприятия и т.д.

Неизменным условием остается необходимость сохранить такую целостность имущественного комплекса, которая нужна для ведения деятельности.

Важно! Согласно статье 657 ГК Украины договор купли-продажи ЦИК заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Исключение составляет договор относительно имущества, находящегося в налоговом залоге.

Передача корпоративных прав на компанию

Данная схема предполагает смену собственника, поскольку товаром выступают корпоративные права. Ее часто используют, если речь идет о крупном бизнесе. Одним из достоинств такой схемы является сохранение законной силы всех выданных ранее на компанию разрешительных документов для ведения определенного вида хозяйственной деятельности. По сравнению с первым вариантом также существенно экономится время.

Такую сделку можно осуществлять в письменной форме без ее нотариального оформления. Для минимизации рисков рекомендуется привлекать к процессу юриста (адвоката), специализирующегося на корпоративном праве. Это будет весьма целесообразным и оправданным.

Для сведения: указанная схема бизнеса привлекательна также тем, что продавец экономит деньги за счет уплаты меньшей суммы налога (см. ЗУ «О налоге на добавленную стоимость»).  Это позволяет снизить финансовые затраты при осуществлении указанной операции.

Дарение как способ добровольного отчуждения бизнеса

Данный вариант отчуждения является скрытой формы продажи предприятия, за исключением случаев дарения бизнеса членам семьи владельца предприятия или его родственникам. В Украине он еще не пользуется большой популярностью, однако наметилась явная тенденция к увеличению количества подобных сделок.

Одно из преимуществ такого способа является оптимизация налогообложения сделки. Речь идет о том, что оценку всех имущественных и неимущественных активов можно произвести по их остаточной стоимости.

Основные этапы при продаже (покупке) предприятия

Весь процесс передачи предприятия от одного лица другому сводится к четырем основным этапам:

  1. Финансовая и правовая экспертиза. Необходимость прохождения этого этапа объясняется тем, что такая сделка является достаточно крупной. Поэтому, чтобы оценить прибыльность бизнеса, реальную перспективу целесообразности подписания договора купли-продажи предприятия (независимо от его формы собственности), нужно проводить всесторонний аудит. Несмотря на то, что данный этап не является обязательным с точки зрения требований законодательства, однако любой уважающий себя бизнесмен не будет покупать предприятие или корпоративные права, не убедившись в достаточно высокий вероятности прибыльности от заключения сделки.                                                             Независимые аудиторы (аудиторские компании) а также высококвалифицированные юристы предоставят свое заключение о реальном положении дел на приобретаемом предприятии, что даст возможность покупателю определиться, стоит ли покупать такой бизнес, чем это чревато в дальнейшем и имеет ли смысл предлагать меньшую цену за объект отчуждения.
  2. Непосредственно принятие решения продавцом и покупателем. На этом этапе, как правило, проводятся переговоры по уже сформированной позиции сторонами. При этом каждый из них может идти на определенные уступки. В основном, это касается стоимости самой сделки, иных условий.
  3. Подписание договора купли продажи предприятия (корпоративных прав). О форме заключения такой сделки было указано выше. Стоит акцентировать внимание, что в сам договор нужно включить все существенные условия данного вида сделки (предмет, цена и т.д.). При этом желательно максимально четко прописать моменты, касающиеся перехода права собственности, порядка приемки-передачи недвижимости или корпоративных прав, а также четко и недвусмысленно изложить и обеспечительные меры.
  4. Осуществление мероприятий по регистрации изменений в учредительные документы. Этот Этап включает сбор и подачу соответствующих документов регистратору для внесения в ЕГР сведений о смене собственника предприятия, иных данных (в зависимости от конкретной ситуации).

Преимущества покупки готового бизнеса

Если вы не хотите начинать свое дело «с нуля», приобретение предприятия, например, Общества с ограниченной ответственностью, — тот выход из ситуации, который сэкономит время. Налаженная бизнес-структура, имеющиеся связи с контрагентами, уже открытые счета в банках позволят быстро получать прибыль.

Особенно актуальность этого вопроса возрастает, когда для ведения определенного рода предпринимательской деятельности требуется лицензия (в сфере медицинской практики, охраной деятельности, торговли табачными изделиями, алкоголем, строительства и т.д.). При передаче корпоративных прав такой разрешительный документ продолжает действовать (если предприятие занималось тем или иным лицензированным видом деятельности).

Таким образом, можно говорить не только об экономии времени, но средств и сил для создания своей компании, а также о минимизации риска неудачного ведения бизнеса, если к решению данного вопроса подключить высококвалифицированных специалистов.

Как правило, продажа готового предприятия осуществляется в несколько этапов:

  • оформление заказа в компании, специализирующейся на подобного рода сделках (если у вас недостаточно большой опыт в этом направлении, данный вариант – является оптимальным);
  • получение консультаций специалистов по всем интересующим вопросам;
  • передача покупателем задатка;
  • передача корпоративных прав, подготовка и подписание договора купли-продажи, прочее;
  • передача финансово-хозяйственной документации, товарно-материальных ценностей.

Для сведения: Данный перечень этапов не является исчерпывающим. Он зависит от объекта сделки, намерений и желаний продавца и покупателя (например, проведение всестороннего аудита), схемы отчуждения предприятия и многих других факторов.